О проекте закона «О саморегулируемых организациях»

В первом чтении будет рассмотрен проект принципиально нового закона «О саморегулируемых организациях».

Альтернативный механизм контроля участников рынка хорошо зарекомендовал себя во многих странах, поскольку позволяет снизить государственное вмешательство в экономику, обеспечивает большую гибкость и учет интересов предпринимателей. Законопроект определяет основные принципы работы саморегулируемых организаций, предусматривает как добровольное, так и обязательное саморегулирование, определяет в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности СРО компенсационный фонд.

К основным функциям СРО законопроект относит:

определение порядка вступления и условий членства в саморегулируемой организации;
установление правил предпринимательской (профессиональной) деятельности своих членов;
ведение реестра членов саморегулируемой организации;
оценку соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации;
применение предусмотренных мер воздействия в отношении членов саморегулируемых организаций;
представление интересов членов саморегулируемой организации во взаимоотношениях с исполнительной властью;
организацию профессионального обучения членов саморегулируемой организации;
опубликование информации о деятельности своих членов;
рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации;
в случаях, предусмотренных законодательством или уставом, несет имущественную ответственность по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Правительственный законопроект «О саморегулируемых организациях» прошел процедуру общественного обсуждения и 9 сентября 2020 года внесен Советом министров РБ на рассмотрение Палаты представителей.

Однако экспертами высказываются сомнения в возможности законопроекта работать на практике, т.к. детально не прописаны многие принципиально важные нормы: порядок передачи полномочий по регулированию от госорганов саморегулируемым организациям; недостаточно четко прописаны взаимоотношения саморегулируемых организаций с госорганами; внутренние взаимоотношения в саморегулируемых организациях. В РФ с этим уже столкнулись, оказалось, что саморегулирование может стать препятствием для доступа на рынок. В ходе обсуждения законопроекта, такой вопрос задавался, однако четкого ответа получено не было. Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, а также большую гибкость и внимание к интересам участников рынка.

Uncategorized, Новости