Коллегия МАРТ. Планы на 2018 год.

Председатель Правления Ассоциации организаций оптовой торговли Захаренко Инара Владимировна приняла участие 14 февраля 2018 года в расширенном заседание коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, на котором рассматривались итоги работы министерства за 2017 год и ключевые задачи на 2018 год. В работе коллегии принял участие Первый заместитель Премьер министра Республики Беларусь Матюшевский В.С.

В 2017 году работа МАРТ была направлена на развитие конкуренции, проведение последовательной ценовой и тарифной политики, совершенствование системы государственных закупок, обеспечение стабильности на внутреннем потребительском рынке, защиты прав потребителей, совершенствование государственного регулирования рекламного рынка.

Розничный товарооборот составил в 2017 году 39,2 млрд. рублей, или 103,8 % в сопоставимых ценах к 2016 году при задании 102,2%. Во многом положительная динамика данного показателя была обеспечена за счет торговых организаций частной формы собственности (107,2%) .
Министр МАРТ обратил внимание присутствующего на коллегии первого вице-премьера Василия Матюшевского на дискуссионный вопрос -стоит ли доводить показатель прироста товарооборота для облисполкомов: «Это создает много шума и имитации бурной деятельности при проведении совещаний с предприятиями. И всем миром на местах думают, как выполнять план по товарообороту». Основными факторами роста розничного товарооборота в 2017 году выступили: восстановление положительной динамики реальных денежных доходов населения, увеличение потребительского кредитования, положительная динамика промышленного производства (обрабатывающей промышленности).

В течение года развивалась торговая инфраструктура: количество розничных торговых объектов увеличилось на 7,7%, а их торговая площадь – на 6,3%.

Оптовый товарооборот в 2017 году составил 75767,3 млн.руб. или 103,1% в сопоставимых ценах к 2016 году.

В 2017 году продолжилась негативная тенденция снижения доли отечественных товаров в общем объеме продаж в связи с ростом импорта. По продовольственным товарам снижение по отношению к 2016 году составило 0,8 процентных пункта, по непродовольственным товарам – 1,6 процентных пункта. В прошлом году реальные доходы выросли на 1,5%, был рост потребительского кредитования, производство выросло на 7%, импорт — на 17,2%.

Годовой прирост потребительских цен в декабре 2017 года составил 4,6% при целевом параметре не выше 9%. Вклад регулируемых цен и тарифов в прирост индекса потребительских цен составил 1,96 процентных пункта.

Затрагивая тему проверок, глава МАРТа напомнил, что они в прошлом году проходили только в режиме мониторинга.

Проверено 418 объектов, приостанавливалась работа 19. Вторым важным вопросом в сфере контроля министр назвал взаимодействие с облисполкомами. С учетом сокращений и ограниченности ресурсов и в министерстве, и в местных органах власти МАРТ предлагает разделить функционал и наделить губернаторов правом закрытия торговых объектов: «Сейчас мы дублируем одну функцию — контроль над торговлей, рекламой, защита прав потребителя. При этом вопросы контроля госзакупок и ценообразования осуществляет только МАРТ». В качестве основной задачи МАРТ на 2018 год определена разработка Программы развития конкуренции. Работа в данном направлении будет включать в себя:
· анализ законодательства Республики Беларусь на предмет его соответствия стандартам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по конкуренции;
· разработку «дорожных карт» по развитию конкуренции и создании рынков в каждой отрасли экономики на основе расчетов уровня развития конкуренции.

В целях построения системы научного обоснования установления цен и тарифов для естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, одной из стратегических задач определена разработка соответствующих отраслевых методик.

В 2018 году будет продолжена работа по совершенствованию системы государственных закупок. Приоритетной задачей в данной области является выведение государственных закупок в конкурентные процедуры, что позволит обеспечить их прозрачность и открытость и, как следствие, будет способствовать снижению цен на приобретаемые товары (работы, услуги) и сокращению бюджетных расходов.

Ключевыми направлениями работы в данной области определены: внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров, работ, услуг», создание государственной информационно-аналитической системы по управлению государственными закупками, создание единой электронной площадки для проведения процедуры закупки из одного источника.

В текущем году будет продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы. Так, МАРТ подготовлены:
· проект Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»;
· проект Декрета Главы государства, корректирующий Декрет «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий»;
· законопроект по корректировке Закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»;
· законопроект об изменении Закона «О рекламе»;
· проект постановления Совета Министров о корректировке Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и др.

Новости